ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА -
ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, СЭБ И СБ

Рустам Форуги
Давайте определим терминологию и сферу ответственности. С одной стороны сейчас тренд на кросс-функциональность специалистов, с другой - компании создают специализированные отделы по работе с узкими задачами: корпоративное право, отдельно может существовать отдел по претензионной работе, отдельно юристы-цивилисты и т. д.
Такие же тенденции и в деятельности СБ. Лет десять назад выделилось отдельное направление - служба экономической безопасности (СЭБ). Она работает на стыке юридического департамента и СБ, обеспечивает безопасность именно экономической деятельности компании.

Как отдельное направление из СЭБ многие компании выделили менеджеров по комплаенс, это сотрудники задача которых минимизировать внешние риски при взаимодействии с госструктурами и надзорными органами. Ниже я разберу три «базовых» направления, которые существуют как самостоятельные институты в большинстве средних и крупных компаний.

»
Аудит и оценка работы «общего» юридического отдела. Процент и соотношение успешных задач для каждого бизнеса/компании определяется отдельно, не существует единого стандарта, которые объективен для всех. Зависит от множества факторов и от установок руководства.

· Например, одним из KPI считается количество судебных дел и процент выигрыша из них. В компании при этом может быть установка «как угодно, но решаем дела в досудебном порядке», тогда чем меньше количество судебных дел, тем выше оценивается эффективность сотрудников. С процентом решений в пользу компаний всё просто – всегда стремится к 100. Здесь полноценность и скорость выполнения подготовки документов к судебным процессам (иски, отзывы, ходатайства/заявления, соглашения и т. д.)
· Объем претензионной работы. Соотношение количества поданных претензий (KPI по уменьшению их количества при этом должен быть у производства или клиентского отдела, зависит от отрасли) и подготовленных ответов на поступающие претензии. Иногда имеет смысл ввести еще и показатель скорости разрешения ситуации, если ответ на претензию подготовлен так, что заявитель на этом закрывает запрос – это плюс юридическому отделу, если процент претензий, по которым после ответа департамента всё равно продолжается работа – это минус.
· Консультативная работа - работа с внутренним клиентом. Количество консультаций и разъяснений, которые юристы дают сотрудникам компании (по рабочим вопросам, понятное дело), можно оценивать уровень удовлетворенности скоростью и полнотой ответов сотрудниками. Чаще всего здесь будет взаимодействие с коммерческим отделами: закупки, продажи. Множество компаний теряет эффективности и скорость работы из-за долгого согласования договоров юристами, из-за задержек или неполноценных ответов на вопрос по типа «а можем ли мы…», «а можно ли так…».
· Разработка локальных нормативных актов. Тут оценивается не только факт/количество актов и их содержание – учтены ли все возможные «грабли» для компании и обеспечена максимальная защита от экстремизма сотрудников, но своевременность и скорость реакции департамента. Акты должны разрабатываться не только по запросу HR отдела, например, или когда гром уже грянул. Юристы компании должны отслеживать изменения в законодательстве, кейсы других компаний и своевременно реагировать, выходить с инициативой и обосновать потребность в создании того или иного локального акта. Здесь же работа с составлением и согласованием документов, касающихся внутри-хозяйственной деятельности организации (приказы, распоряжения и т. д.)
· Обработка, составление, согласование договоров. Сильный или слабый договор может оценить только другой юрист или предприниматель с большим опытом, к сожалению, этот опыт часто стоит компаниям больших денег. Прежде всего здесь важна внимательность юриста к деталями (скачать с сети обобщенный шаблон и подставить реквизиты встречается чаще, чем хотелось бы), умение проследить цепочку событий и действий, согласно договору и «подложить соломки» на каждом этапе.
По результатам работы юридический службы не так много вариантов, как компания может потерять деньги, кроме прямого проигрывания дел в суде. Но могу выделить два нюанса, на которые стоит обратить внимание:

»
1. Если доверенности представителей содержат право получения денежных средств, есть риск, что они могут присвоить себе часть присуждениях средств. Предотвратить такой риск предоставляя доверенность работникам организации без права получения денежных средств.
2. При прекращении судебного производства по каким-либо причинам, а также при заключении мирового соглашения в судебных процессах истец имеет право вернуть сумму оплаченной госпошлины как частично, в зависимости от ситуации, так и полностью. Необходимо не забывать и контролировать возврат госпошлины за прекращение производства. Функции контроля можно возложить на сотрудника бухгалтерии, который в свою очередь должен будет взаимодействовать с налоговыми органами, по возврату вышеуказанных пошлин.
Работа службы безопасности и службы экономической безопасности в большей степени защищает компанию от реальных финансовых потерь, часто «в моменте», особенно СБ. Приоритет работы обеих службы - превентивные меры, профилактика нарушений, которые влекут потери для компании. Тут всё очень индивидуально и каждая компания распределяет функционал СБ и СЭБ по-разному, иногда сводя всё в одну службу (что не очень корректно и неэффективно в итоге).
Работа службы безопасности и службы экономической безопасности в большей степени защищает компанию от реальных финансовых потерь, часто «в моменте», особенно СБ. Приоритет работы обеих службы - превентивные меры, профилактика нарушений, которые влекут потери для компании. Тут всё очень индивидуально и каждая компания распределяет функционал СБ и СЭБ по-разному, иногда сводя всё в одну службу (что не очень корректно и неэффективно в итоге).
Служба безопасности сосредоточена на защите от прямых потерь, чаще всего это внутрикорпоративная работы: защита от прямого воровства; проверка сотрудников при приеме на работу и рандомно - профайлинг; реализация мер по защите коммерческой тайны; проверка и контроль привлеченных исполнителей; организация и обеспечение контрольно-пропускного режима. Соответственно, если прямого воровства, утечек информации и конфликтные ситуации сведены к 0, значит СБ работает эффективно. С утечкой денег тут также прямая зависимости, это проверка самих сотрудников СБ - возможность участия в сговоре, попустительское отношение к обеспечению охраны периметра, отсутствие дисциплины – всё это негативные факторы.
Отдельно можно выделить следующие пункты для оценки работы СБ:
· Качественный отбор кандидатов на вакантные должности (строгое соблюдение регламентов компании по отбору и проверке сотрудников). Обязательно письменное указание причины в случае отказа.
· Процент выявления внутренних нарушений, допущенных сотрудниками компании.
· Умение проводить служебное расследование с последующим привлечением виновного сотрудника компании к дисциплинарной ответственности.

»
Со службой экономической безопасности всё сложнее, так как функционал здесь требует не только ресурсов и навыков службы в армии/полиции/МВД, но юридическое образование, желательное экономическое или большой опыт именно в бизнесе. Специалисты СЭБ обязаны разбираться не только в способах проверки людей и защиты имущества, но знать и уметь предотвратить экономические потери, связанные с отсутствием должной осмотрительности (итог: штрафы от ФНС, доначисления и/или проблемная дебиторская задолженность) и рискованными решениями бенефициаров, которые подставляют их под удар (субсидиарная ответственность руководителя, вплоть до уголовной; потеря компании из-за долговых обязательств и т.п.)
Критерием оценки здесь могут быть, плюс к тем, что указаны для СБ, но, повторюсь, зависит от распределения обязанностей.
· Минимизация дебиторской задолженности компании при работе в долг с контрагентами. Эта работа включает: скоринг-оценку, выезд для знакомства (если в одном регионе), опрос сотрудников контрагента, сбор иной значимой информации. На каждого клиента – письменный доклад с анализом и указанием причин одобрения или отказа. По факту выполнения работы процент проблемной дебиторской задолженной должен быть постепенно сведен к нулю и/или объем задолженности сокращен до безопасного для бизнеса уровня (когда нет угрозы остаться без оборотных средства или возможности погасить свои кредиты). Если финансовая дисциплина не улучшается, значит сотрудники СЭБ работают недостаточно эффективно или не смогли выстроить грамотную работу со своим внутренним клиентом (коммерческие отделы отгружают клиентов без визы СЭБ, например).
· Качество взыскания дебиторской задолженности: на стадии досудебного разбирательства и после получения исполнительного документа для в отношении должника для организации принудительного взыскания (банки, ФССП, выгодная продажа прав требования долга).
· Активное участие в кредитном комитете и в комиссии по конфликту интересов сотрудников.
· Процент успешных медиативных переговоров с кредиторами и должниками компании, которые позволят сократить или перераспределить долговое давление на компанию или вернуть задолженность перед компанией в досудебном (без судебных затрат) порядке.

»
Главные «слабые» места компании с точки зрения оценки работы СБ/СЭБ:
1. Сговор СБ с отделом снабжения с целью коррупционного обогащения при согласовании организации поставщика услуг/товаров на тендерной/конкурсной основе.
2. Умышленное сокрытие фактов нарушения за денежное вознаграждение со стороны виновных сотрудников компании.
3. Получение лично себе части дебиторской задолженности с организации-должника с последующим списанием по бухгалтерии как невозвратного долга.
Минимизация сговора СБ/СЭБ возможна в случае прямого подчинения отдела СБ директору и/или бенефициару компании. Достойная заработная плата и регулярная система поощрения за выявленные нарушения или минимизации потерь\угроз, а также бонус за возврат дебиторской задолженности. Не создавайте условия труда для СБ и юр отдела по аналогии с государственными, создайте систему мотивации, в первую очередь материальную!
Автор: Рустам Форуги
Глава КДЮ.
CEO компании "Закон и консалтинг"
Специалист по кризисной бизнес-медиации и переговорам. Защита бизнеса при взаимодействии с партнерами, клиентами, контрагентами, государством.
Об авторе