Аудит и оценка работы «общего» юридического отдела. Процент и соотношение успешных задач для каждого бизнеса/компании определяется отдельно, не существует единого стандарта, которые объективен для всех. Зависит от множества факторов и от установок руководства.
· Например, одним из KPI считается количество судебных дел и процент выигрыша из них. В компании при этом может быть установка «как угодно, но решаем дела в досудебном порядке», тогда чем меньше количество судебных дел, тем выше оценивается эффективность сотрудников. С процентом решений в пользу компаний всё просто – всегда стремится к 100. Здесь полноценность и скорость выполнения подготовки документов к судебным процессам (иски, отзывы, ходатайства/заявления, соглашения и т. д.)
· Объем претензионной работы. Соотношение количества поданных претензий (KPI по уменьшению их количества при этом должен быть у производства или клиентского отдела, зависит от отрасли) и подготовленных ответов на поступающие претензии. Иногда имеет смысл ввести еще и показатель скорости разрешения ситуации, если ответ на претензию подготовлен так, что заявитель на этом закрывает запрос – это плюс юридическому отделу, если процент претензий, по которым после ответа департамента всё равно продолжается работа – это минус.
· Консультативная работа - работа с внутренним клиентом. Количество консультаций и разъяснений, которые юристы дают сотрудникам компании (по рабочим вопросам, понятное дело), можно оценивать уровень удовлетворенности скоростью и полнотой ответов сотрудниками. Чаще всего здесь будет взаимодействие с коммерческим отделами: закупки, продажи. Множество компаний теряет эффективности и скорость работы из-за долгого согласования договоров юристами, из-за задержек или неполноценных ответов на вопрос по типа «а можем ли мы…», «а можно ли так…».
· Разработка локальных нормативных актов. Тут оценивается не только факт/количество актов и их содержание – учтены ли все возможные «грабли» для компании и обеспечена максимальная защита от экстремизма сотрудников, но своевременность и скорость реакции департамента. Акты должны разрабатываться не только по запросу HR отдела, например, или когда гром уже грянул. Юристы компании должны отслеживать изменения в законодательстве, кейсы других компаний и своевременно реагировать, выходить с инициативой и обосновать потребность в создании того или иного локального акта. Здесь же работа с составлением и согласованием документов, касающихся внутри-хозяйственной деятельности организации (приказы, распоряжения и т. д.)
· Обработка, составление, согласование договоров. Сильный или слабый договор может оценить только другой юрист или предприниматель с большим опытом, к сожалению, этот опыт часто стоит компаниям больших денег. Прежде всего здесь важна внимательность юриста к деталями (скачать с сети обобщенный шаблон и подставить реквизиты встречается чаще, чем хотелось бы), умение проследить цепочку событий и действий, согласно договору и «подложить соломки» на каждом этапе.